Школьная служба примирения
- структурное подразделение образовательной организации;
- объединение учащихся, педагогов и других участников образовательного процесса.
Деятельность службы примирения зафиксирована в документах, утвержденных руководителем образовательной организации – Приказ о создании ШСП, Положение о службе примирения, иные локальные акты.
Школьная Служба Примирения (ШСП) – служба, осуществляющая работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы.
Цель ШСП:
Содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.
Задачи ШСП:
- Проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера.
- Обучение школьников методам урегулирования конфликтов
Требования к ШСП:
- Участники конфликта признают своё участие в конфликте.
- Стороны не употребляют наркотические вещества и психически здоровы.
- Сторонам более 10 лет.
- Информация о конфликте не передавалась (и не будет передана) в другие структуры: классное собрание, педсовет, совет по профилактике и др.
- Со времени конфликта прошло не более 1-2 месяцев (в противном случае пережитые чувства стираются)
Концепция Службы примирения:
Конфликт должен быть разрешен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.
Профилактический подход к организации ШСП
ШСП призвана декриминализовать подростковую среду, содействовать устранению причин противоправного поведения школьников. В этом случае она работает в единой системе с советом профилактики, социальным педагогом, психологом и другими школьными специалистами, занимающимися проблемами отклоняющегося поведения, становится частью административной системы школы и подчиняется школьной администрации.
Правовая основа организации школьных служб примирения в образовательных организациях
Международные нормы права:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) от 10 декабря 1985 года;
- Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) от 14 декабря 1990 года;
- Руководство ООН по вопросам эффективной посреднической деятельности, сентябрь 2012 года.
Законодательство Российской Федерации в сфере медиации:
- Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 года № 1430-р об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 гг..»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 _мая 2012 г. № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. № 1041н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области медиации (медиатор)"»;
- Стандарты восстановительной медиации, разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 февраля 2009 года.
В службах примирения образовательных учреждений медиаторами (при условии прохождения специальной подготовки по медиации) могут быть:
- обучающиеся;
- педагогические работники образовательного учреждения;
- иные взрослые (родитель, сотрудник общественной или государственной организации, или иной взрослый) по согласованию с администрацией образовательного учреждения.
Ситуации, в которых возможно использование школьных служб примирения:
- Конфликты детей внутри класса и между группами детей.
- Конфликты между учителем и учащимся.
- Случаи, когда конфликт детей приводит к конфликту родителей.
- Случаи отвержения детей в классе.
- С разрушенными отношениями в коллективе (классе).
Виды восстановительных программ в образовательной организации:
- Медиация( в том числе и челночная)
- Круги сообщества - программа, работающая с групповыми конфликтами, ситуациями изгоев, для поддержки пострадавших и пр. В ходе нее участники обсуждают свои ценности и вместе ищут решение.
- Школьная конференция – это процесс, который стремится восстановить ущерб, причиненный отношениям внутри сообщества в результате инцидента, включающего в себя антиобщественное поведение. Этот процесс позволяет всем участникам встретиться и достигнуть большего взаимопонимания относительно воздействия и причин произошедшего, а также предпочтительного исхода. Обычно сюда вовлечены один или несколько пострадавших, их родители/опекуны и один или несколько лиц, причинивших ущерб, с их родителями/опекунами.
- Семейная конференция – программа, когда в проблемную ситуацию вовлечена семья ребенка. Основа семейной конференции - это передача семье ответственности за разработку плана по выходу из проблемной ситуации и организация условий для выработки семьей этого плана.
Критерии, при которых конфликтная ситуация может быть рассмотрена службой
- Есть конфликт, его стороны известны и не отрицают свою причастность;
- Стороны не употребляют наркотические вещества и психически здоровы;
- Не находятся в состоянии алкогольного опьянения;
- Желательно, чтобы информация о ситуации не передавалась в другие структуры (педсовет, совет по профилактике, обсуждение на классном часе и т.п.).
- Со времени конфликтной ситуации прошло не более 1-2 месяцев, поскольку иначе пережитые чувства начинают стираться.
- Не рекомендуется брать ситуацию в тот же день, когда она произошла
Программа примирения:
- не является уникальным средством для всех случаев;
- не является уникальным средством для всех случаев;
- не является воспитательным средством (тем более, после того, как все остальные уже были опробованы) – хотя определенные воспитательные эффекты обычно наблюдаются;
- не может гарантировать изменения человека, тем более за один-два дня;
- не может эффективно работать без связи с учителями, родителями и другим окружением подростков.
Что дает ШСП образовательной организации
- Появляется возможность конструктивно управлять школьными конфликтами. Конфликты используются в качестве воспитательной ситуации, которая при правильной организации может помочь развитию школьников.
- Происходит восстановление душевного равновесия в ходе «кругов сообщества», применяемых для работы с профессиональным выгоранием педагогов.
- Приобретаются новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания межличностных отношений в детской и детско-взрослой среде, происходит развитие методов и форм гражданского образования и воспитания, социализации школьников.
- Осваиваются новые педагогические инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов.
Эффекты работы ШСП:
- Просветительский – распространение идей ненасилия, культуры диалога, толерантности, восстановительного подхода, мирного разрешения конфликтов, роли службы.
- Развивающий – навыки конструктивного диалога, умение видеть и слышать другого, учитывать его интересы, навык грамотного взаимодействия с «партнером по конфликту». Способности договариваться.
- Воспитательный – ответственности, собственного достоинства, сплоченности коллектива, толерантности.
- Реабилитационный – восстановление разрушенных отношений, доверия, самооценки, социального статуса.
- Профилактический – прогулов, неуспеваемости, суицидов, употребления ПАВ, правонарушений, «психосоматики» и других дисфункциональных последствий конфликтов.
- Общекультурный – усвоение ценностей дружбы, понимания, культуры общения и диалога, мирного сосуществования и цивилизованного урегулирования конфликтов.
ПРИКАЗ "О работе школьной службы примирения в МБОУ СОШ №36"
График работы педагога-психолога Кошкиной Е.В. в 2020-2021 учебном году
График работы педагога-психолога и воспитателя ГПД Медаевой Л.Р. в 2020-2021 учебном году
График работы социальных педагогов в 2020-2021 учебном году
Устав Школьной Службы Примирения МБОУ СОШ №36
Положение о школьной службе примирения в МБОУ СОШ №36